ул.Куйбышева 28 оф.510

Вечный президент и возможно ли обнуление сроков во вносимых поправках в Конституцию?




20 06 2020
Категория:


Вечный президент и возможно ли обнуление сроков во вносимых поправках в Конституцию?
Попытаюсь разобраться в этом вопросе с профессиональной точки зрения. В преамбуле к Конституции сказано «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, ИСХОДЯ ИЗ ОТВЕТСТВЕННОСТИ за свою Родину ПЕРЕД НЫНЕШНИМ и БУДУЩИМИ поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.». В основах конституционного строя заложено - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону. Российская Федерация - светское государство. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В основах конституционного строя раскрывается суть нашего государства и основные принципы существующей правовой системы. Разберемся для начала в понятиях. Демократия – это суверенитет власти народа. Правовое государство – это государство способное обеспечить правовые отношения в обществе, правовое равенство. Если обратиться к теории государства и права, республика - это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми прямо или косвенно населением НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СРОК. Признаки республики: Во главе государства - президент и коллегиальный представительный орган (парламент). СРОЧНЫЙ характер государственной власти. Выборность и сменяемость высших органов государства. Таким образом, государственная власть формируется непосредственно населением (избирателями). Возможность привлечения к политической и юридической ответственности высших должностных лиц государства. В подтверждение принципа сменяемости власти и ограничения сроков органами управления верховной власти в частности президента. Конституцией предусмотрена императивная мера на запрет без ограничений на узурпацию власти в Российской Федерации. Многие могут со мной не согласится, якобы данная норма направлена на защиту от насильственного захвата власти и в свою очередь предусмотрено статьей 278 УК РФ. Но это не совсем так, в статье 3 Конституции РФ прописано, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации. В этом принципе не раскрывается способ захвата власти и степень общественной опасности при наделении властными полномочиями, поэтому независимо от того как эта власть над государством получена как в результате неправомерных действий или в нарушение принципа добросовестности и справедливости то это неважно. Так как получение власти над обществом в обход принципов гражданского общества либо создание обстоятельств по ее удержанию за конкретными лицами Конституцией РФ запрещено. О необходимости соблюдения принципа сменяемости власти, также указывается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 09.07.2002 N 12-П. В постановлении проанализированы вопросы о максимальных сроках управления. Конституционный суд истолковывал положения Конституции РФ в понимании принципа сменяемости власти следующим образом. «Соответствующие органы и должностные лица становятся носителями государственной власти в результате свободных выборов как высшего непосредственного выражения власти народа на основе волеизъявления большинства и осуществляют свои полномочия в пределах и формах, определяемых Конституцией Российской Федерации и законами, ПРИЧЕМ ПРАВО НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВЛАСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ, ТОЛЬКО НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СРОК (срок легислатуры). ВОЗОБНОВЛЕНИЕ этих полномочий В ПРОТИВОРЕЧИЕ с требованиями Конституции Российской Федерации и соответствующих ей федеральных законов, а также конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации ЯВЛЯЛОСЬ БЫ НАРУШЕНИЕМ статьи 3 (часть 4) Конституции Российской Федерации.» Как выше упомянуто часть 4 статьи 3 – «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.» При этом необходимо учитывать, что судами РФ должен неукоснительно соблюдаться принцип единообразия в толковании норм права, так называемый принцип единства судебной практики в применении законодательства.
Теперь необходимо перейти к самому главному в рассматриваемом вопросе это к статье 81 Конституции РФ. В существующей редакции статьи 81 Конституции РФ определены сроки полномочий и критерии должности Президента РФ. Напомним содержание: «1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. 3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. 4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.» Анализ статьи, по крайней мере, в моем понимании позволяет сделать вывод, что один человек не может занимать должность президента более двух сроков. Поскольку даже по истечению двух сроков подряд данная норма запрещает занимать соответствующую должность. Возможность вновь баллотироваться по истечению двух сроков подряд, пропуская один следующий срок, невозможно, так как это лицо уже использовало два срока. То есть оно реализовало свое право и вновь возникновению такого права конструкция статьи не предусматривает. Текст данной нормы просто не содержит такой возможности. Президент является гарантом Конституции РФ, обязан защищать и неукоснительно исполнять ее положения. Так будучи президентом в 2003 году Владимир Владимирович Путин на вопрос в прямой линии президента с народом РФ – «как вы относитесь к возможности увеличения сроков президентских полномочий и к возможности избираться на этот пост три и более раз?» Президент РФ Владимир Владимирович Путин ответил – «Я отношусь к этому отрицательно. И сейчас могу сказать что я против того чтобы, кто бы то ни был, и какими бы соображениями благими ни руководствовался, нарушал Конституцию нашей страны.» Таким образом, сам Президент РФ как гарант Конституции РФ не усматривал возможность занятия поста Президента РФ одним и тем же лицом более 2 сроков, независимо от того как эти сроки реализуются хоть с пропуском срока или подряд. Аналогичное понимание в применении данного положения раскрывается в Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.1998 N 134-О "По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации". В определении Конституционного суда рассматривался вопрос о возможности в очередной раз баллотироваться Борисом Николаевичем Ельциным на должность Президента РФ, после наличия занимаемого срока до введения положения ч. 3 ст. 81 Конституции РФ. Конституционный суд пришел к следующим выводам: «Следовательно, все участники избирательного процесса - избиратели, соответствующие правоприменители и сам Президент Российской Федерации исходили из того, что он выдвигался, поддерживался и избирался как лицо, претендующее на занятие должности Президента Российской Федерации на второй срок подряд, был избран на второй срок подряд, а предшествующий период был для него соответственно первым сроком, и именно в таком смысле пункт 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" и статья 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи были применены и реализованы в конкретных правоотношениях в процессе состоявшихся выборов. Из изложенного с очевидностью вытекает, что избиратели, голосуя в 1996 году за кандидатуру действовавшего Президента Российской Федерации, исходили из того, что избирают его на второй срок полномочий в соответствии со статьей 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Свободные выборы, согласно статье 3 (часть 3) Конституции Российской Федерации, являются высшим непосредственным выражением власти народа. В этой связи доводы о том, что предусмотренное статьей 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации ограничение продолжительности полномочий одного и того же Президента двумя сроками подряд относится якобы только к случаю, когда оба срока полностью имели место в период действия нынешней Конституции Российской Федерации, и что указанный в пункте 3 ее раздела второго "Заключительные и переходные положения" срок не является первым сроком в смысле статьи 81 (часть 3), вступают в противоречие с выраженной на выборах волей народа. Необходимо учесть, что сам Президент Российской Федерации, являясь согласно статье 80 (часть 2) Конституции Российской Федерации гарантом Конституции Российской Федерации, неоднократно публично заявлял, что на очередных выборах в 2000 году не будет баллотироваться на должность Президента Российской Федерации на следующий срок полномочий, ибо это было бы нарушением Конституции Российской Федерации, и что он не намерен добиваться ее изменения ради выдвижения своей кандидатуры. 4. Цель толкования Конституции Российской Федерации, осуществляемого в соответствии с ее статьей 125 (часть 5) Конституционным Судом Российской Федерации, заключается в том, чтобы, устранив неопределенность в понимании конституционных положений, обеспечить надлежащее их применение, соблюдение, исполнение и использование. В данном же случае Конституционный Суд Российской Федерации, проведя слушание дела и исследовав представленные документы, констатирует отсутствие неопределенности в понимании конституционных положений, наличие которой, согласно части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", служит необходимым основанием к рассмотрению дела и вынесению по нему итогового решения в форме постановления. Отсутствует неясность в понимании того, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством действующий Президент Российской Федерации занимает свою должность второй срок подряд. ДВА СРОКА ПОЛНОМОЧИЙ ПОДРЯД, о чем идет речь в статье 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, СОСТАВЛЯЮТ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРЕДЕЛ, ПРЕВЫШЕНИЯ которого Конституция Российской Федерации, включая пункт 3 ее раздела второго "Заключительные и переходные положения", НЕ ДОПУСКАЕТ. Имеющий переходный характер пункт 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации в июне - июле 1996 года был исчерпан и в дальнейшем регулятором общественных отношений служить не может.» Но самое интересное в том, что для предупреждения разногласий в толковании данной нормы, которое имело место быть и применялось не правильно, учитывая то, что одно и тоже лицо занимало должность президента РФ в общей сложности 4 срока, законодателем была внесена поправка данной нормы, которая предлагается на всеобщее голосование 1 июля 2020 года в следующей формулировке – « Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.». При этом статья 81 Конституции РФ в новой редакции представлена законодателем и одобрена Конституционным судом РФ следующим образом: «1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. 3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков. 3.1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.» Учитывая то обстоятельство что лицом, занимавшим и (или) занимающее должность Президента Российской Федерации на сегодняшний день являются два ныне существующих Президента РФ Медведев Дмитрий Анатольевич, Путин Владимир Владимирович. Таким образом, новая редакция статьи, а именно ч. 3.1 позволяет одному президенту Путину В.В. который в совокупности находится и находится в должности президента уже 4 срока, а Медведев Д.А. один срок, занять пост президента еще на 2 срока. Другими словами двум конкретным гражданам страны предоставляются особые преференции, закрепленные конституционным законом, перед другими возможными кандидатами на данную должность. Вместе с тем, Конституцией РФ также предусмотрено что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Все равны перед законом и судом. ГОСУДАРСТВО ГАРАНТИРУЕТ РАВЕНСТВО ПРАВ И СВОБОД человека и гражданина НЕЗАВИСИМО от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Российской Федерации НЕ ДОЛЖНЫ издаваться законы, ОТМЕНЯЮЩИЕ ИЛИ УМАЛЯЮЩИЕ права и свободы человека и гражданина. Соответственно представленная редакция части 3.1 статьи 81 Конституции РФ не может быть принята, как минимум такое положение противоречит конституционному принципу равенства прав и свобод граждан РФ. Поскольку остальные потенциальные кандидаты на должность президента могут занимать такую должность всего два срока, при этом два конкретных кандидата уже использовали такое право и дополнительные два срока для них является особой привилегией, что не может не свидетельствовать о нарушении прав остальных граждан РФ иметь возможность быть выбранными на аналогичных условиях. Более того, представляемая редакция статьи 81 в поправках к Конституции РФ вступает в очевидные противоречия с основами конституционного устройства. Республиканская форма правления не предусматривает не сменяемость власти, в правовом государстве не возможно при помощи законов для отдельных лиц предоставлять особые преференции, направленные на прямой или косвенный захват власти или продления количества сроков такой власти. В представленном анализе меня не интересует морально-этическая сторона рассматриваемого вопроса, в данном случае мною изложено субъективное правовое мнение на предлагаемую поправку в Конституцию РФ, и коль скоро я несу ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями как гражданин РФ, с полной уверенностью могу заявить, что такая поправка, а именно ч. 3.1 ст. 81 Конституции РФ вступает в противоречие с остальными положениями и основами конституционного строя. Только в связи с этим, я проголосую против, даже не касаясь других поправок. Тем более что выбора голосования по отдельным поправкам мне не предоставлено.

Юридическая компания ПРАВОВОЕ ПАРТНЁРСТВО Курган